Ассоциация арт-резиденций России
Сегодня мы беседуем с основательницами Ассоциации арт-резиденций России — Кристиной Горлановой, Адель Ким и Женей Чайкой. Ассоциация арт-резиденций России — это профессиональное объединение, основная задача которого — обеспечивать сотрудничество и обмен опытом среди представителей резиденциальных программ.
11 февраля 2023

Поделиться
Сегодня, как никогда, важно поддерживать региональные проекты, давать художникам, кураторам, арт-менеджерам надежду, держаться вместе и помогать друг другу. Для Art Ambassadors большая честь видеть вас в нашем сообществе и рассказать о вашей работе. Давайте начнем с начала, итак, с чего все началось?
Кристина: Для ассоциации все началось в конце 2017 года, когда куратор Музея-резиденции "Арткоммуналка. Ерофеев и Другие" Екатерина Ойнас собрала для дискуссии в Коломне тех, кто в тот момент занимался арт-резиденциями в России.
Надо сказать, что это была совсем небольшая компания из кураторов действующих российских арт-резиденций, экспертов в области современного искусства, журналистов, представителей благотворительных фондов и советов по культуре. Дискуссия называлась “Современные арт-резиденции: люди, территории, смыслы” и включала следующие вопросы:
- Миссии и направления современных арт-резиденций в России;
- Форматы взаимодействия художников и местных сообществ, образовательные программы;
- Роль современных арт-практик в развитии территорий и творческих сообществ;
- Создание общей платформы для партнерского взаимодействия арт-резиденций в исследовательских, выставочных, образовательных проектах;
- Сотрудничество с зарубежными институциями;
- Поддержка в создании новых арт-резиденций.
Многие из этих вопросов до сих пор являются актуальными для сообщества.
После встречи в Коломне мы с Женей Чайкой, Адель Ким и коллегами из Музея истории Екатеринбурга (частью которого является фотографический музей “Дом Метенкова”, программой арт-резиденций которого я в то время занималась) обсуждали необходимость сделать подобные встречи регулярными. В 2019 году Музеем истории Екатеринбурга при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина был проведен первый форум Ассоциации арт-резиденций России. Не смотря на то, что Ассоциация до сих пор остается неформальным объединением, нам удалось провести второй форум в 2021 году в Выксе (в рамках Международной конференции «Искусство и практики гостеприимства» 25—28 ноября 2021 г. город Выкса, Нижегородская область), а наши онлайн встречи отличаются широтой охватываемых тем и регулярностью.

В чем миссия и высшая цель Ассоциации? С какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе работы? О каких интересных коллаборациях между членами Ассоциации можете рассказать?
Кристина: Как значится на нашем сайте Ассоциация арт-резиденций России — это профессиональное объединение, основная задача которого — обеспечивать сотрудничество и обмен опытом среди представителей резиденциальных программ. Главной целью Ассоциации можно назвать популяризацию и развитие формата арт-резиденций в России.
Последние пару лет мы активно занимаемся тем, чтобы все больше коллег, работающих в сфере культуры и искусства, понимали, что такое арт-резиденции. Мы столкнулись с тем, что термином “арт-резиденции” называют молодежные центры и ДК, программы комишнов, пленэры, циклы мастер-классов и так далее. Сначала мы не обращали на это особого внимания, нам казалось это смешным и временным явлением, связанным с необъяснимой модой на приставку “арт” (арт-кластер, арт-пространство, арт-кафе, арт-гостинная, арт-ланч). Но после появления федеральной сети арт-резиденций (которая на самом деле является сетью переназванных молодежных центров по всей стране, деятельность которых никак не изменилась со сменой названия) инициированной арт-кластером “Таврида”, мы поняли, что с этим нужно что-то делать.
Коллаборации между арт-резиденциями в России явление не такое уж распространенное, коллабораций с отлаженной системой взаимодействия между членами ассоциации нет, в каждом случае сотрудничество возникает и выстраивается по уникальной схеме. Из тех примеров, что запомнились мне – в 2019 году в Россию приехал американский фотограф и писатель Аллен Фрейм, по приглашению CEC ArtsLink. Часть времени Аллен провел в Санкт-Петербурге в программе арт-резиденций Back Apartment Residency, а часть – в резиденции фотографического музея “Дом Метенкова” в Екатеринбурге. Такое сотрудничество, когда резидент внутри страны может побывать в двух разных резиденциях, можно назвать самым распространенным. Запомнился мне этот случай особенно, так как во время пребывания в Екатеринбурге Аллен Фрейм встретился с швейцарской художницей Катей Шенкер (она в тот момент была в арт-резиденции 5й Уральской индустриальной биеннале), портрет которой он снял 20 лет назад (в 1999 г.) для своего проекта и с тех пор они не виделись. Магия арт-резиденций, не иначе.

Фотография неожиданной встречи швейцарской художницы Кати Шенкер и американского фотографа Аллена Фрэйма в Екатеринбурге в 2019 г. из личного архива Кристины Горлановой.
Можете рассказать про географию и форматы тех резиденций, которые входят в Ассоциацию?
Адель: Сейчас, когда на карту вновь вернулась арт-резиденция “Заря” во Владивостоке, мы можем говорить о том, что арт-резиденции существуют во всех федеральных округах страны. Другое дело, что их распределение довольно неравномерно. Если еще несколько лет назад резиденции ассоциировались с поездками в регионы и были активно связаны с исследованиями “локального контекста” и работой с “местным сообществом”, что бы это ни означало, то теперь резиденциальные центры характерны и для столичных городов.
Форматы российских резиденций, нужно сказать, не слишком разнообразны, хотя ситуация значительно изменилась за прошедшие несколько лет. Большая часть рассчитана на довольно краткое пребывание художника (от двух недель до двух, максимум трех месяцев), нацелена на результат (проектно-ориентирована), а также размещает небольшое количество художников единовременно. Но везде, разумеется, есть исключения. Также важно, что многие резиденции продолжают предоставлять не только место и время для работы, но и поддерживают логистику и предоставляют суточные или гранты, что логично в условиях отсутствия других источников подобной поддержки. Резиденции продолжают быть открытыми для международных художников, что особенно важно сегодня.
Также в начале года мы обновляли информацию о статусе резиденций на сайте и, несмотря на относительно нейтральные прогнозы, которые давали резиденции в прошлом году, мы наблюдаем большое количество проектов, приостановивших свою работу либо закрывших свои резиденции. Несмотря на регулярное появление новых участников, это печальная, но, пожалуй, предсказуемая тенденция.

У вас проходят регулярные встречи участников. Как они обычно проходят, какие дополнительные форматы взаимодействия вы применяете? У вас на сайте есть раздел Статьи и Методички, как вы помогаете “новеньким”?
Женя: Кристина уже рассказала о самой первой встрече в Коломне, на которой были обозначены основные вопросы, ее важным итогом стало формирование закрытой группы в одной из соцсетей. В 2017-м чаты сообществ еще не были трендом, в том смысле, что их полезность еще нужно было доказывать даже самим себе. Сейчас у нас есть активный чат представителей арт-резиденций – в нем 75 человек – и это люди, которые действительно занимаются резиденциями, живут этим форматом и развиваются в этом направлении, даже если их институциональные проекты пока находятся в подвешенном состоянии или приостановлены до прояснения ситуации, как многое сейчас. Этот чат появился по итогам форума, который мы делали в Екатеринбурге в 2019 году. Тогда собралось около 40 человек. Когда мы встретились в 2021 году в Выксе – за столом нашего первого мероприятия – Завтрака резиденций – сидело 65 человек. Это было волнительно и приятно. Хотя рост молодого профессионнального сообщества всегда сопровождается своими болезнями, одна из которых – головокружительные качели между желанием (а возможно, и потребностью) строго определить формат и нежеланием (а возможно, и потребностью) кого-то исключать. Поэтому в 2019 году мы сфокусировались на определении формата и том, как работают резиденции. В дни форума мы последовательно разбирали процесс: от желания создать резиденцию до анализа обратной связи от художников и партнеров. Для форума мы сделали воркбук, по которому, в принципе, можно пройти весь этот путь самостоятельно. Вторая встреча была более сложной и составной. Во-первых, потому что, стала частью большой международной конференции “Искусство и практики гостеприимства”, в которой приняло участие около 200 человек в гибридном формате. Осуществлялось взаимное междисциплинарное опыление: кроме представителей арт-резиденций участвовали музейщики, специализирующиеся на инклюзивных программах, архитекторы, художники и теоретики. И это второе, что лично для меня было особенно важно (я курировала программу конференции по приглашению Алисы Багдонайте): впервые в российском контексте мы говорили об арт-резиденциях не только в практическом и инструментальном контекстах, но в тематическом. Мы говорили о гостеприимстве с международными теоретиками, анализируя, наконец, что собственно происходит в резиденциях – в художественном, социальном, философском планах. К счастью, у конференции просто огромный видеоархив – потому что две трети сессий транслировались на русском и английском – и большинство дискуссий можно посмотреть и сейчас.
Адель: По итогам первой встречи арт-резиденций создано методическое пособие о том, как делать резиденции. Несмотря на то, что последние три года изменили очень многое, и какие-то положения кажутся уже неактуальными, мы все же решили выпустить сборник в том виде, который он принял в 2021 году – принципы создания резиденций остаются прежними.
А сборник по итогам конференции “Искусство и практики гостеприимства”, организованной в рамках которой прошел 2-й форум Ассоциации, доступен по ссылке: http://airofrussia.ru/chrezvychaynoe_gostepriimstvo
К нам часто обращаются недавно открывшиеся резиденции – не только с просьбой рассказать аудитории об их предложениях и опен-коллах, но и с вопросами, и за советом. Мы стараемся отвечать по возможности.

Женя, расскажи, пожалуйста, про книгу, посвященную арт-резиденциям. Когда она выйдет и чем может быть полезна арт-сообществу?
Книга называется “Арт-резиденции. Как их готовить” и создается она по заказу Дома культуры “ГЭС-2”. Прямо сейчас я заканчиваю работу над рукописью, и это сложные ощущения – в них усталость от проекта смешивается с одержимостью сказать все. Сдерживаю себя, убеждаю, что представятся и еще возможности. Идея книги возникла как шутка в разговоре с художницей Женей Мачневой, когда она была у меня в резиденции “Шишимкая горка” в 2020 году. Тогда мы и договорились, что я буду готовить резиденции, а Женя – делать иллюстрации. К счастью, договоренность в силе. Из шутки в духе типичной книги художника, сейчас книга превращается в объемную работу по очень мягкой типологизации резиденций. Мягкой, потому что строю я ее вокруг принципа гастрономизации – то есть того, как резиденции превращаются в обеды, состоящие из конкретных блюд. Для меня принципиально важно, что я не говорю о типах, но вместо этого анализирую некие воображаемые резиденции, каждая из которых, понятно, является квинтессенцией опыта. Анализ – анализом, но это в самом деле кулинарная книга: для каждой из 12 описываемых мною резиденций я составляю обед, а затем даю рецепты блюд для одного сборного обеда резиденций – такой мета-обед получается. Подробно я описываю приготовление хлеба для каждой резиденции. Мне показалось принципиальным гастрономизировать хлеба для каждого типа. Для этого мне пришлось начать печь хлеб, заняться заквасками – в таком объеме этот опыт со мной еще не случался. Я даже завела маленький канал, который назвала Хлеб резиденций – думаю, сейчас это лучшее окно в книгу, потому что публиковать фрагменты незаконченной книги – все равно что хвастаться недошитым платьем. Я надеюсь, что книга выйдет в 2023 году.

Как пользоваться сайтом? Что бы вы посоветовали художникам и арт-деятелям, чтобы не пропустить ваши новости и объявления об Open call’ах?
Адель: Я мечтала о создании удобного сайта, аккумулирующего информацию о российских арт-резиденциях, наверное, с самого начала работы в России. Те, кто интересуется темой, наверняка знают поисковики вроде TransArtists, Res Artis, China Residencies, Artist Communities Alliance – хотелось, чтобы и локальное предложение стало более доступным и прозрачным. Было и желание использовать накопившиеся знания и публиковать только проверенные опен-коллы, действительно предлагающие резиденции, а не то, что только ими называется, о чем выше рассказывала Кристина.
Поэтому, когда появился проект Ассоциации, я была рада предложить свои идеи и видение для создания структуры сайта. Сайт нам разработала художница и большой знаток резиденций Анастасия Богомолова. Существуют две версии – русскоязычная и англоязычная, первая версия более развернутая. Мы публикуем опен-коллы наших коллег по резиденциям, а также новости о дискуссиях и лекциях по теме. Мы также обновляем список резиденций в каталоге – в этом году, например, уже две новых резиденции.
Чтобы ничего не пропустить, советуем русскоязычным художникам и другим заинтересованным подписаться на Телеграм-канал AiR of Russia, а для международной аудитории доступна страница на Facebook (который в России – запрещённая экстремистская организация).

Коллеги, расскажите, каким вы видите 2023 год для Ассоциации арт-резиденций, что планируете, чего ожидаете?
Женя: В сентябре 2022 года мы запустили коммуникационную программу для сообщества арт-резиденций, одним из первых гостей которой была Аня Швец, за что ей отдельное спасибо. С тех пор мы встречаемся онлайн дважды в месяц, каждый раз это небольшой, неформальный разговор, тему которого задает спикер встречи – это может быть человек из сообщества или гость из соседних российских и международных сфер, часто это бывают художники. Эту программу мы будем продолжать, потому что я вижу, как благодаря ей рассасывается коммуникационный тромб и люди начинают проще обращаться друг к другу с профессиональными вопросами. Даже когда это простой короткий, но емкий вопрос – знаете это чувство, когда знаешь, что всегда можешь спросить и получить ответ, без всяких там преамбул. Я вижу, что это происходит, хотя бы потому, что я сама задаю такие вопросы и получаю их еженедельно, а на некоторых неделях – и ежедневно. Установив вот такую неформальную профессиональную связь, мы сможем постепенно прийти к совместным проектам.
Конечно, мы рассчитываем и на живую встречу участников нашего сообщества, тем более, что наши форумы как-то интуитивно вышли в биеннальный формат (2017-2019-2021-2023). Пока не утверждены даты, но совершенно точно мы соберемся в Туле, где нас ждут прекрасные партнеры: арт-резиденция Поленово и кластер “Октава”. Что касается тем для обсуждения, понятное дело, их подкопилось. Текущая геополитическая ситуация сильно влияет на статус кво резиденций, ведь исторически это международный формат. Конечно, в России, как мало в какой другой стране, актуален вопрос художественной мобильности внутри государства, но инструментов ее обеспечения пока не очень много. Как сообщество, мы можем их найти и сделать все возможное для поддержки российских художников. Арт-резиденции очень подвижный формат, и сейчас это проявляется как никогда. Формат меняется и иногда до неузнаваемости. Его изменения продиктованы как внешними обстоятельствами, так и внутренними решениями тех, кто работает. Кроме того, мы ведем активную работу по созданию юрлица Ассоциации арт-резиденций. Мы очень хорошо продвинулись и в 2023 году точно завершим этот процесс. Как будет жить наше сообщество с обретением формального статуса – еще один важнейший вопрос для встречи. Словом, как всегда, будем собирать общее будущее, прошлое и настоящее, делиться друг с другом тем, что делаем и что переживаем – часто мы делаем очень похожие вещи, но только зная об этом, мы ощущаем поддержку коллег.
Следить за новостями и событиями AiR
Tg - https://t.me/airofrussia (ru)
FB - https://www.facebook.com/airofrussia/ (eng/ru)