Арт-резиденция KakdelArt в Израиле

Мы поговорили с Дашей Ильяшенко (куратор, основательница сообщества художников KakdelArt) о её новом проекте - KakdelArt. Это платформа, где любой может предложить идею, а кураторы помогут её реализовать, и в тоже время арт-резиденция, работающая по принципу artist-run space: художники сами решают, как распоряжаться пространством.

СТАТЬЯ #АртКарта #Израиль

24 марта 2023

Израиль

Даша, Вы главный инициатор и вдохновитель создания проекта арт-резиденции «KakdelArt»? Как появилась эта идея и почему именно в Израиле? Что было самым сложным в реализации?

Год назад я основала сообщество русскоязычных художников в Израиле. Оно появилось после благотворительной выставки, посвященной Украине, которую я курировала. В ней поучаствовали около 70 художников, большинство из них русскоязычные. У нас был организационный чат, и после выставки мы решили его оставить, чтобы продолжать общаться. Тогда уже стало очевидно, что из-за войны в Израиль приедет много новых людей, и среди них художники - и мне показалось важным помочь им адаптироваться тут (сама я в Израиле с 2019 года).

Год мы существовали без своей площадки - делали выставки, мини-фестивали, курсы, воркшопы, нетворкинг встречи под брендом KakdelArt. Для своих мероприятий всегда выбирали “израильские”, а не “русскоязычные” площадки (каких тут тоже немало) - чтобы показывать наше искусство местным и не оставаться в комфортном пузыре.

Идея же создать креативный кластер зажигает меня с самого переезда. Все это время я изучаю местный “рынок”, арт-пространства, главных игроков. Я успела поработать в подобных пространствах в Тель-Авиве и Иерусалиме, развивала сообщества художников и курировала мероприятия. А позже познакомилась с НКО Social Space: их задача - осваивать пустующие здания и заполнять их социальным контентом. Они-то и предложили мне сделать поп-ап резиденцию для моего сообщества.

Даша Ильяшенко

Кто ещё работает у Вас в команде? 

Если говорить про KakdelArt - для каждого из проектов у меня свой партнер: с историком искусств Верой Гайлис мы делаем курс по развитию карьеры художника в Израиле, с фотографом Дианой Меир ведем под-сообщество фотографов и делаем “фото-джемы”, с моей помощницей искусствоведкой Марией Старовойтовой делаем ежемесячные нетворкинг-встречи для людей искусства… А начинали мы KakdelArt с креативной продюсеркой Леной Гут, пока она не переехала в Хайфу.

Это работает так, потому что KakdelArt - это платформа: любой может предложить идею, а я как куратор помогу ее докрутить и реализовать.

Что касается резиденции - она работает по принципу artist-run space: художники сами решают, как распоряжаться пространством. Пока что они используют его как студию, но уже звучали идеи сделать лабораторию, выставку, воркшопы.

Планируете ли открывать новые филиалы?

Это место мы получили всего на месяц, и это для нас пилот: посмотреть, как художники освоят пространство, что для них важно. Мы уже обсуждаем возможность взять здание и превратить его в кластер, надеюсь, это произойдет!

Какие художники находятся сейчас в арт-резиденции? Что Вы предоставляете художникам и что нужно сделать, чтобы получить статус вашего резидента?

За этот год я поработала с множеством художников, и в резиденцию позвала тех, кто мне интересен: кто серьезно подходит к профессии, готов работать, кто интересно мыслит. Сейчас у нас 7 резидентов, почти все – мультидисциплинарные художники: Маша Неверова, Анна Филатова, Витас Диёкас, Марк Марич, Ева Баранова, Екатерина Белухина, Лена Штемберг.

Израильская арт-сцена о чём сейчас? Каковы её главные тренды? Что Вы хотите привнести туда?

В Израиле есть несколько сцен.

Если говорить про институциональное искусство, здесь очень большой интерес к местной политике, конфликту, идентичности. Художники часто отсылают друг к другу в своих работах. Это в совокупности с тем, что в 90% случаев экспликации на выставках есть только на иврите, делает местную арт-сцену довольно сложно доступной для понимания не-израильтянами. Вот это бы хотелось изменить - нормировать коммуникацию хотя бы на двух языках, и я имею в виду английский (потому что часто в случае Израиля второй язык - арабский). Хочется привнести взгляд со стороны, с нашей стороны русскоязычных израильтян, добавить его в дискурс. Ну и конечно и в другую сторону - рассказывать про израильское искусство на русском языке. Для этого у меня с Машей Малах есть проект “Пост-тарбут” - телеграм-канал об арт-событиях на русском.

Хочется еще сказать, что в Израиле довольно развита альтернативная арт-сцена. Здесь активное сообщество бёрнеров (наша версия Burning Man называется Midburn и проводится в октябре). Кэмпы делают множество своих мини-фестивалей и вечеринок с искусством, сквоттерские арт-ивенты. Галереи есть во множестве клубов и хостелов (Kuli Alma, Sputnik, Abraham hostel). Стрит-арт, как по мне, в неком застое – активные художники выросли и больше занимаются семьями, или не предлагают ничего нового, а новая волна пока не случилась. Зато есть крутой ежегодный проект Pop up Museum, в котором десятки художников получают по комнате в большом здании и расписывают их, а через неделю здание сносят. Мне кажется, альтернативная сцена более открыта для молодых или новых в Израиле художников.

Возможности тут разнообразны, и если научиться их искать, можно сделать много интересного.